ОТТО ЛИЛИЕНТАЛЬ И ПТИЧЬЕ РЕМЕСЛО
Отто Лилиенталь совмещал в себе прекрасной теоретика, умевшего ставить и последовательно разре шать ряд частных задач для подхода к конечной цей и блестящего экспериментатора, неоставлявшего бе. обстоятельной опытной проверки ни одного пункта свои теоретических выводов. Он с полным сознанием ОТК! зался от опытов с летающими моделями, как делали одні из его современников, и от постройки готовых аэропл? нов, как предпочитали другие, а стал „постепенно ииспоі воль обучаться ремеслу птицы" (так выразился позі нее его последователь Шанют). Именно поэтому опытз Лилиенталя, прошедшие у современников сперва мал замеченными, в действительности сыграли в истории авг ации исключительно крупную роль, по праву узаконь за ним имя „основоположника современной авиации".
Четыре года упражнялся Лилиенталь со своим плане
ром в Штеглице, пока не добился выполнения настоящш
—
1 До Лилиенталя, по условиям времени, одиночные испытай планеров не получили никакого развития. Об опытах К в л и (« стр. 67) сведений не сохранилось. В 1857 — 1867 г. во Франции про® водил опыты моряк Л е Бри: его снаряд, сделанный по образ® альбатроса, взлетал после буксировки лошадиной тягой. Еще какие-! планерные испытания производил в 1851 — 1881 г. г. француз М у й«(
планирующих слётов и не усвоил самые основные правила „птичьего ремесла": уклонениями собственного тела — иначе, балансированием — соблюдать в воздухе равновесие и выходить из неустойчивого положения. Вместе с тем усовершенствовался и его планер, получивший хвост с вертикальным килем (см. рис. 45). Затем опыты были перенесены в другое место, в Гросс-Лихтерфельд. Там был сооружен искусственный ХОЛМ, ВІ5 м высотой, открытый со всех сторон, что позволяло делать опыты при ветре любого направления. Здесь планер получил новый вид: его крылья были вздвоены, т. е. сделаны бипланными. Благодаря этому, конструкция приобрела большую жесткость, при большей несущей поверхности и при меньшем размахе.
На новом планере Лилиенталь стал подлетывать уже при ветре в 7 — 8 м/с, делая спуски длиной до 100 м (теперешние планеристы, обладающие прекрасными „без — моторниками", хорошо знают, что это дается не так просто).
Миновало еще два года, и Лилиенталь перешел в следующий „птичий класс", перенеся свои опыты в Ринов — ские горы, около Нейштадта, где стал делать слеты с холмов до 80 лі высоты. Он умел уже делать в воздухе повороты и добился возможности подниматься выше точки взлета, действуя в обоих случаях оттягиванием концов крыльев и хвоста (рулей в планере не было). Он дошел До рекордных полетов длительностью в 30 сек. и дальностью до 400 метров. И он готовился уже ставить на планер вспомогательный моторчик…
Но судьба решила иначе.
12 августа 1896 г. Отто Лилиенталь был опрокинут в полете, — вероятно, сильным порывом ветра… При падении он повредил себе позвоночник и в тот же вечер умер.
На месте катастрофы ему был поставлен один памятник, а другой сооружен еще, при воспоминаниях о егс заслугах, в 1926 г. в Лихтерфельде.